Виды этикеточных бумаг

Оглавление:

Этикетка — не только информационный носитель, который рассказывает о товаре. Яркая привлекательная этикетка — еще и эффективный маркетинговый инструмент, побуждающий к покупке. И, конечно, она имеет чисто практическую функцию — позволяет идентифицировать товар на складе и на кассе. Огромная часть этикеток изготавливается из бумаги. Рассмотрим, какие виды этикеточных бумаг существуют и чем они отличаются.

Из истории бумажной этикетки

Первые бумажные этикетки появились в XIX веке. Они заменили собой клейма и куски кожи, на которые когда-то тоже наносилась краткая информация. Первоначально такие этикетки были черно-белыми, позднее стали цветными. Изображения наносились литографским способом, а для нанесения этикетки на товар использовался резиновый клей.

В 30-годах прошлого века предприниматель Рэй Стэнтон Эйвери изобрел самоклеящуюся этикетку, которая снималась с силиконовой поверхности бумажной подложки. В 70-е годы были изобретены стикеры. Появление в нашей жизни принтеров и компьютеров значительно упростило процесс создания этикетки и позволило выпускать ее массовыми тиражами.

Бумажная этикетка и сегодня составляет практичную и экономичную альтернативу полимерным. Материал вполне доступен по цене, безопасен и экологичен, поскольку бумага — возобновляемое сырье: после использования большая ее часть идет на переработку.

Основные требования к этикеточной бумаге

В силу своей специфики этикеточная бумага обладает рядом характеристик, которые не свойственны или свойственны лишь частично бумагам другого назначения.

  • Отличные печатные свойства. В частности, они достигаются за счет мелования — обработки поверхности карбонатом кальция (мелом) или каолином, а также благодаря каландрированию, которое повышает гладкость бумаги.
  • Технологичность. Бумага должна легко поддаваться различным видам обработки на высокоскоростных машинах. Это ламинация, лакирование, высечка, фольгирование, тиснение, металлизация.

Она обладает и специальными свойствами.

  • Такая бумага не должна скручиваться, что иногда случается с мелованными этикетками.
  • Она должна быть стойка к впитыванию различных жидкостей — в частности, воды и масел (это относится к жиростойким и влагостойким бумагам), не терять форму при намокании.
  • Во влажном состоянии она должна сохранять определенные показатели прочности.
  • Бумага должна быть стойка к воздействию щелочей. Это также касается некоторых видов этикеточных бумаг. Вопрос решается с использованием химических компонентов.
  • Должна без проблем обрабатываться при высечке, не терять формы, не крошиться и не пылить.
  • Также такая бумага должна иметь хорошую адсорбцию и определенные показатели проницаемости при нанесении на ее поверхность клея.

Бумага для этикеток может иметь массу от 60 до 115 г/м2. Изготавливается из чистой целлюлозы. Нередко в нее добавляют древесную массу, которая повышает степень непрозрачности и пухлость. В последнем случае это важно, например, для обработки бумаги тиснением.

По какому принципу подразделяется этикеточная бумага

Строгого разграничения этикеточной бумаги нет. На выбор влияют множество факторов — условия использования, конкретное назначение, статусность продукции (любой из нас увидит разницу между этикетками на бутылке дорогого алкоголя и дешевого лимонада) и других факторов. Назовем основные принципы разделения такой бумаги на виды.

этикеточная бумага

Каким способом обрабатывается поверхность

По этому принципу различают мелованную и немелованную бумагу. Мелование — процесс нанесения на бумагу одного или нескольких слоев мела или каолина различными методами. Такая бумага приобретает очень высокую степень белизны и превосходные печатные свойства — она широко используется в полиграфии для создания художественных альбомов, презентационной продукции. Выпускают из нее и красивые полноцветные этикетки. Бывает матовой, глянцевой, полуглянцевой. Отлично подходит для обработки конгревом и другими способами тиснения.

Немелованная бумага не отличается высокой степенью яркости и белизны, тем не менее, обычно она тоже белая (за исключением серой газетной), поскольку подвергается отбеливанию. Краски в такую бумагу впитываются сильнее, поэтому ее печатные свойства — ниже (менее контрастный и яркий цвет изображений). Она дешевле мелованной бумаги.

Каким способом выполняется отделка бумаги

В зависимости от назначения этикетки различают несколько основных способов отделки таких бумаг.

  • Гладкая односторонняя.
    Их нее изготавливаются наиболее технологически простые этикетки. Информация и графика наносятся только на одну ее сторону.
  • Гладкая двусторонняя.
    Отличается от первой тем, что печать присутствует на обеих сторонах. Такими этикетками часто сопровождают тару (бутылки, флаконы), аксессуары, обувь в виде бирок. На фронтальной стороне может присутствовать логотип или другая картинка, на обороте — сведения о товаре.
  • Тисненая поверхность.
    Для тиснения (включая конгрев и фольгирование) хорошо подходят пухлые и мелованные бумаги. Такой способ позволяет создать рельефный рисунок. Обычно применяется для создания этикеток для духов, косметики и дорогой алкогольной продукции. Также используется при изготовлении открыток, коробок с кондитерской продукцией.
  • Лакированная поверхность.
    Ее получают путем нанесения прозрачного лака, в зависимости от свойств которого поверхность может быть глянцевой или матовой. Помимо эстетической функции лакирование обеспечивает и дополнительную защиту от внешних воздействий.
  • Ламинированная бумага.
    Для изготовления таких этикеток используется наиболее плотная этикеточная бумага. При ламинировании на нее наносится прозрачная полимерная пленка. Этикетка-бирка приобретает привлекательный внешний вид и защиту от влаги и других воздействий.
  • Металлизированная этикетка — одна из самых дорогостоящих.
    Бумагу помещают в специальную вакуумную камеру, где на поверхности распыляются микрочастицы бронзы или алюминия. Такие этикетки изготавливают для продукции премиального уровня — электроники, дорогой бытовой техники, косметики, парфюма, алкоголя и т. д.
  • Высечка.
    Способ постпечатной обработки, при котором получают фигурную этикетку с изящным вырезным рисунком. Обычно так производят кольцевые этикетки для флаконов.

Влагостойкость этикеточных бумаг

Такие бумаги различают и по способности впитывать влагу. Этот фактор важен в транспортной логистике, при перевозке, складировании и хранении товаров.

Невлагостойкая бумага (стандартная). Требования к ней по стойкости к влаге отсутствуют. Такие этикетки наклеиваются либо на картонные коробки и другую невозвратную тару, либо на консервы, сигаретные пачки, кондитерскую и другую продукцию, которая защищена при перевозке и хранении от внешних воздействий.

Влагостойкие (водостойкие, влагозащитные). Их изготавливают путем добавления в бумажную массу некоторых синтетических смол. Устойчивы к воздействию влаги, а также низких температур. Типичный пример — кольцевые этикетки на ПЭТ-бутылках с соками, лимонадом, молоком, минеральной водой, а также на гибкой упаковке.

Этикеточные бумаги по жиростойкости и маслостойкости

Область применения этикеток также определяется в зависимости от того, стойка ли бумага к воздействию жиров и масел.

Жиропроницаемые этикетки сопровождают продукцию, не содержащую масел и жиров.

Жиростойкие изготавливаются из жиронепроницаемой бумаги (за счет парафинирования, добавления фторсодержащих компонентов). Сфера их использования очень широка:

  • упаковка для пищевых продуктов — это сливочное, растительное масло, фастфуд;
  • канистры с бензином, маслами, техническими жидкостями;
  • инструменты, строительные материалы;
  • промышленное оборудование, в котором используется машинное масло.

Такой этикеточной бумаге свойственна и высокая стойкость к воздействию влаги, а также некоторых органических растворителей и спиртов.

ГОСТ и марки этикеточной бумаги

Производство бумаги для этикеток регламентируется требованиями ГОСТ 7625-86 «Бумага этикеточная» (принят еще в СССР). В соответствии с госстандартом различают несколько марок такой бумаги.

А — бумага каландрированных сортов из беленой целлюлозы. Пропускается через несколько валов (каландров), получая идеальную гладкость и глянцевость. Масса — 70-80 г/м2. Может быть мелованной и немелованной. Способом офсетной печати из нее получают яркие полноцветные этикетки. Допускается лакирование, фольгирование, высечка, конгревное тиснение.

М — бумага одностороннего мелования, которое придает ей высокую яркость и белизну. Масса — 70-100 г/м2. Также применяется в офсетной печати для производства многокрасочных этикеток. Возможны фольгирование, металлизация, фигурная высечка, конгревное тиснение.

В — бумага с одной мелованной стороной. Как и бумага марки А, изготавливается из беленой целлюлозы. Плотность 45 г/м2. Идет на производство стандартных этикеток без флексографического или высокого способа печати.

Многие бумажные этикетки одновременно используются и в качестве упаковки такой продукции, как шоколадные плитки, сигареты, карамельные конфеты (типа «чупа-чупс», этикетку для которых создавал сам Сальвадор Дали), жевательная резинка и т. д.

Смотрите также

12
Ноября

Как правильно выбрать картон для упаковки

Экологичная альтернатива пластику: как выбрать картон для упаковки? Обзор видов, свойств и рекомендаций по выбору.
27
Сентября

Почему важно выбирать качественный упаковочный картон: 5 ключевых причин

Картон — это защита, экологичность, универсальность и экономия. В статье разбираем, почему этот материал выгоден для бизнеса.
17
Августа

Производство картонной упаковки

Согласно исследованиям в сфере розничной торговли, многие потребители обращают большое внимание именно на упаковочные коробки.....
01
Октября

Отличия картона от гофрокартона

Гофрокартон является одним из самых популярных упаковочных материалов, применяемых для транспортировки и хранения различных товаров и оборудования.....